Заключение


   Предложенная мотивационно-этическая система, с её главным инструментом – индексом интеллектуальной инициативы И3, ориентирует ребёнка в первую очередь на здоровый образ жизни и освоение базовой программы, не считаясь с его пристрастиями и по не зависящим от него методикам, что реализует академический подход. Но по мере того, как ученик при постоянной поддержке доказывает на простых примерах свою состоятельность в научном и художественном творчестве, у него появляется, при условии освоения этических норм, возможность участвовать в формировании продуктивного исследовательского социума и ещё в школе приступить не только к псевдонаучной, но и к собственно научной и художественной деятельности, гармонично и глубоко проявляя свои потенции. Вариативность структурных форм и алгоритмов ответных реакций на происходящие внутри школы изменения делает систему растущей, самообучающейся живой средой, развивающей в учениках навыки честного достижения успеха.
   Представленная на обсуждение поэтапная последовательность реформирования структуры учебного заведения предназначена не только исключительно для интеллектуально-ориентированных школ, – она, даже с заметными сокращениями, может быть применена и для обычных, желающих поднять свой уровень, пойдя на решительные шаги. Это обеспечивается принципиальной адаптивностью системы, допускающей тиражирование, при котором, однако, никогда не появятся две одинаковые школы, а появятся растущие, каждая по-своему, в зависимости от своего интеллектуального уровня и других исходных данных. Однако категорически нельзя вводить структурно или алгоритмически искажённую систему. Но можно дополнять и развивать, делая следующий шаг…
   Живучесть, самонастройка системы, обусловленные её принципиально неадминистративным построением и способом управления, облегчает, в частности, решение дилеммы о необходимости проведения предварительных ограниченных экспериментов для получения опыта внедрения – только одномоментное введение полной структуры с последующим её расширением. Школа, взявшаяся за творческую работу, должна, в лице администрации, сама обладать интеллектом, способным не только подсчитывать человеческие жертвы собственных социальных экспериментов, но и моделировать беспроигрышные теоретические модели, строить прогнозы, добиваться их безболезненного внедрения. Автор готов, если это покажется администрации уместным, к сотрудничеству по внедрению мотивационной среды в конкретной школе и даже к формированию такой школы "с нуля", что может при благоприятных начальных условиях привести к качественному переходу в результативности педагогической деятельности.
   Хочется дополнить свои предложения важнейшим приёмом уже использованным С.Е.Семёновым, директором химического лицея в Москве, который совместно с ведущими научными институтами выстроил органичную систему непрерывного образования: лицей, вуз, аспирантура, НИИ, контролируя ситуацию до, примерно, двадцатипятилетнего возраста, гарантированно сохраняя в чистом виде возвышающий мотив познания и обеспечивая успех именно на этом пути. Главным образом именно такой контроль постепенно, через несколько лет, позволил ему сформировать очень высокую репутацию школы и в научной среде, и среди учеников, стремящихся попасть в лицей. Родственная науке и созданная для неё школа стала влиять на науку. Предлагаемый же метод, усиленный таким алгоритмом, быстрей приведёт к подобным результатам, воспитывая более разностороннюю личность в школе универсальных для ученика возможностей. Концепция такой школы разработана.
   Только вследствие и так разросшегося объёма статьи здесь не были рассмотрены примыкающие вопросы набора школьников в сильные коллективы, экстерната внутри них и поступления в вуз по более органичным, чем существующие, методикам. Всё это так же может быть развито в рамках изложенных взглядов с применением И3.

Hosted by uCoz