Административные приоритеты (управленческая шпаргалка)


   Поскольку структура уже описана, и она не сложна, а принципы управления общеизвестны, то потребность в подобном разделе может показаться сомнительной. Однако, учитывая, что в педагогической среде канонизирован сюрреалистический монархизм, и привычка к нему в последние годы не поколеблена, будет не лишним отметить важные, за привычные границы выходящие, аспекты директорствования в интеллектуально-ориентированной школе.
   Структурно простейший случай – школа с углублённым изучением предметов определённого профиля. Обычно такую школу возглавляет и формирует директор, являющийся в ней и главным специалистом, или приглашающий такового, что и позволяет сохранить традиционный стиль управления, поскольку базовый учебный процесс дополняется ещё только одной профильной вертикалью, которая, практически сливается с первой, придавая, конечно, ей, порою, существенную специфику. Именно такими, в структуре управления прежними, и остались практически все лучшие столичные спецшколы и лицеи, государственные и частные. Школ широкого профиля с университетским спектром углублённо изучаемых дисциплин до последнего времени просто не было и нет. Стоит такую задачу поставить – существенная специфика в управлении появляется.
   Появляется необходимость согласовывать приоритеты расписания, дающего возможность ученикам реализовать универсализм на деле. Задача не простая. Казалось бы: "Всего то, расписание"… – но при заявленном многообразии не споткнутся тут практически невозможно. Появляется всё упрощающее искушение – предоставить ученикам самостоятельно набрать себе спецкурсы по индивидуальным пристрастиям. Однако до десятого, примерно, класса это опрометчивое решение не обеспечивает академизма – некоторые основы главных направлений современного знания наверняка окажутся не освоенными – погоня за универсальностью приведёт к интернетовскому верхоглядству, а добросовестное отношение к учёбе выродится в рыскающие тараканьи бега на выживание. Не говоря о времени, чисто психологически даже взрослый человек не способен глубоко сосредоточиться на столь многообразных и разносортных занятиях, спланировать их. Это приведёт к растущему подавлению эмоциональной тяги к знанию и ощущению перегрузки, даже если время и есть. Поэтому выделение обязательного для всех тематического минимума по базовым направлениям и обеспечение его неперекрещивающимся расписанием, предусматривающим и здоровый распорядок дня, является важнейшей проблемой. И реально ставить её можно только в рамках школы продлённого дня или интерната. А решать её может помочь начальное научно-художественное образование с секционным распределением по основным направлениям знания, которое и выделяет академическую базу, предварительно её на своём уровне оптимизировав, как общую по нескольким предметам. Таким образом, едва появившееся начальное научно-художественное образование, структурированное крупными блоками, начинает влиять на базовый учебный процесс, который ранее декларировался как нереформируемый. Но это неизбежно вытекает не из структуры, находящейся под началом МДС, а из претензии на универсализм. А МДС как раз и помогает методсовету лучше ей, претензии, соответствовать. Задача облегчается частичной повторяемостью кадрового состава МДС и МС и появлением постоянно действующего семинара школы, где, с привлечением и внешних сил, в том числе и этот вопрос может быть решён, конечно же, только итерационным путём, как достаточно сложный.
   В административном плане это приводит к невозможности на уровне директора или одного его заместителя единолично руководить и формированием программы обучения, и её внедрением через текущее расписание. Оперативность и квалификационное обеспечение повышаются расчленением задачи с последующим синтезом, – начинается работа с уровня отделений, а завершается на семинаре, рекомендации которого утверждает МС. Таким образом, роль директора становится в большей степени лишь координирующей.
   Научная работа школы в ещё большей степени подчинена не внутренним, подконтрольным администрации процессам, а ориентируется на внешнюю научную деятельность, причём мультиспециализированную, что в принципе не даёт возможности для квалифицированного управления без уже упоминавшихся совещательных органов, готовящих решения стратегические и оперативные. Непосредственное управление школой, вследствие усложнения её структуры, неизбежно переходит к заместителям директора по учебному и научному процессу, по общежитию, не говоря уж о заме по АХР. Директор из непосредственного руководителя школой становится заказчиком, координатором и контролирующим наблюдателем за выходным эффектом, по прежнему алгоритму выполняя только свои внешние функции. А уже из этого следует, что монархия становится конституционной, а сам директор в соответствии с точным переводом термина только направляющим проводником идей, зарождающихся и реализуемых в коллегиально организованных отделениях. Очень важно, чтобы его замы научились решать общую задачу на прямых контактах и без междоусобиц, минимизируя вопросы высшей компетенции. Этому и способствует на постоянной основе действующий научно-методический семинар, помимо выработки решений, дающий ясность общей картины всем членам педагогического коллектива. Чрезвычайно важно обеспечить правильную организацию работы семинара, его высокий профессиональный уровень, обязательно привлекать и внешний педагогический опыт, а главное, откликаться на ясно сформулированный заказ действующей науки, опираться на её опыт и возможности.
   Профессионально реализовать чёткое управление особенно не просто именно вследствие авангардного характера принципиально новой для школы задачи. Классический подход, состоящий в непременном освоении базовых положений каждого предмета и направления, не должен быть выхолощен поверхностной энциклопедичностью, но подкреплён умением, синтезируя ключевые положения разных областей, видеть динамическую картину мира и возможности его благотворной коррекции. За получением такого результата и следит директор, делегируя руководство методиками школы тем, кто в рамках корректных состязательных семинарских дискуссий доказывает своё превосходство, а затем подтверждает его практической работой, получив необходимый административный ресурс.
   Однако и будучи решённой, административная проблема всё равно не гарантирует принципиальный качественный скачёк, по-существу, школьного университета, вследствие фундаментального противоречия между глубиной постижения и спектром предлагаемых к освоению знаний в условиях ограниченного времени и обязательности обеспечения ещё и нормального физиологического развития подростков. Придётся в старших классах отступить в притязаниях на широту, готовить к выбранному вузу, и только на этом этапе уступить в максимально возможном объёме личным привязанностям учеников. И всё же универсальность воспитываемой личности является всё более принципиальным и необходимым качеством в современной науке, которая начинает побаиваться термина специалист, уже не только из-за ассоциаций с зубной болью. Специализацию хотелось бы вводить как можно позже.
   Выходом может стать существенное совершенствование основных методик преподавания, то-есть, реформирования и базового образования на ранних стадиях обучения. Уже на подростковом этапе педагог может и должен индивидуально расширять программу, преподавать, не столько предметы, сколько направления, а так же приёмы и методы собственно мышления и самообучения. Главное содержание – обучение мышлению на примере школьной программы, развитие памяти, понятийных способностей, адекватного и образного восприятия, исследования и моделирования мира, освоения навыков ускоренного саморазвития и самообразования, индивидуального и коллективного творчества. На этом этапе закладывается основа эстетического воспитания, которое осуществляется вплоть до выпуска путём активного творчества по интересам на базе академического освоения художественной классики. Совершенствуется и универсальный понятийный аппарат: интуиция, логика, математика. Обязательно, физическое развитие в широком смысле этого слова, тестирование и тренировка физиологических реакций, затем – спортивная специализация, обучение в профессиональных спортшколах или тренерами-профессионалами на своей базе. В спорте ребёнок острее всего ощущает конкуренцию и быстрее всего дорастает до серьёзного взрослого уровня, что повышает заслуженное самоуважение. За счёт поддержания природной любознательности (по моему опыту – ко всему необходимому) и ускорения обучения (мой опыт – в два раза), экстерната, постоянного конкурсного притока новичков и состязательности появляется возможность, отказавшись от догмата возрастных классов, проводя тематическое обучение с длительными выездами на природу и в другие климатические пояса, что позволит пересмотреть отношение к каникулам, сформировать у воспитанников универсальные базовые знания и навыки, выявить и закрепить несколько индивидуальных направлений, дать на будущее мощный понятийный аппарат на основе фундаментальных примеров и освоения методик самообразования.
   Последний абзац выходит за рамки статьи, поэтому и формулировки здесь не конкретны, а ближе к лозунгам и декларациям, в чём автор отдаёт себе отчёт, не удержавшись, тем не менее, от заманчивой экстраполяции.
   Только после уточнения основных форм и методов в пилотном проекте, через год-два-три, можно приступить к постепенному реформированию обычных школ, не тиражируя правила и рецепты, а вживляя принципы для их творческого воспроизводства, и только в том случае, если находятся люди на такую работу способные. А для этого необходимо обеспечить достойным заработком творческих мужчин, реформируя и систему финансирования школ, в которых талантливых детей станет на порядок больше, поскольку детей изначально не желающих учиться нет, есть затоптанные и залюбленные.

Hosted by uCoz