Структурные формы и фазы внедрения мотивационной среды с профессионально-этической иерархией учеников (организационный алгоритм)


   Внедрение такой системы в налаженную школьную жизнь может стать серьёзным стрессом для неё, если делать это на-авось без предварительной чёткой проработки переходного алгоритма, тем более, что кажущийся более мягким постепенный эволюционный переход подобен инверсной форме гуманизации быта домашних животных – пришиванию по частям ранее с таким же состраданием отрубленного хвоста. Поэтому внедрение мотивационной среды продумано, и безболезненный способ найден. Это одновременно и способ постепенного предоставления ученикам посильного участия в управлении внутренней жизнью вместо лукаво декларируемого самоуправления школой, что в принципе не реально. Участие в управлении растёт в виде естественной производной от развития в рамках доказанного интеллектуального роста и освоения нравственно-этических норм, вместо распространённого современного поветрия – организации в школах судов, парламентов и жёлтой прессы, других сопутствующих форм наиболее грязной телевизионной драматургии.
   На рис.2. фрагментарно представлена структура управления школой сразу как в переходной, так и в последующий стационарный период. Управление базовым учебным процессом, осуществляется директором с помощью методсовета (МС) через своего заместителя по ранее принятой схеме, что не является темой этой работы, и потому не обсуждается. Важно, что базовый учебный процесс никак не реформируется, поэтому гарантировано его бесперебойное функционирование, если, конечно, оно ранее было достигнуто. Под начальное научное образование и художественное творчество формируется самостоятельная параллельная структура сверху до низу и никак не позже введения мотивационной среды через индекс интеллектуальной инициативы И3. Это полноростный вертикальный структурозадающий костяк, который может постепенно лишь расширяться и обрастать мясом самоуправленческих мышц, а всё это тело оживает и одухотворяется этическим фильтром через конкретную творческую деятельность школьных мероприятий плавно переходящих во взрослый научный и художественный процесс (правая колонка на Рис.2 ).
   Так же как и в базовом учебном процессе основная подённая работа проводится преподавателями спецкурсов, углублённых курсов по предметам, могут привлекаться склонные к педагогике студенты, научные сотрудники институтов, организовываться лаборатории и творческие мастерские, которые в совокупности могут со временем перерасти в школьное конструкторское бюро. На этом уровне идёт работа над рефератами и методическими пособиями силами учеников, создаются оригинальные лабораторные работы, проводятся углублённые учебные исследования, ставятся небольшие НИР, разрабатываются и изготавливаются макеты и устройства по своим идеям, проводятся наблюдения за животными и растениями.
   Более высокий уровень иерархии, но не глубины, представляет из себя система отделений по укрупнённым направлениям: физико-математическое, историо-философское, биохимическое, и так далее (подробнее рассмотрено ниже). В области искусства аналогичная система студий: музыкальная, литературная, изобразительная и театральная. На этом уровне наряду с междисциплинарной научной работой, с мероприятиями собственно научно-технического и художественного свойства, проводится и организационная внутришкольная и внешняя деятельность по расширению кругозора, участию в конференциях, посещению выставок, музеев и т.п. Естественно, создать сразу полноценной такую грандиозную систему не под силу даже большой и хорошо организованной школе, приходится довольствоваться тем, что часто, всё-таки, уже есть, наращивая постепенно спектральный состав факультативных занятий. Если школа является интернатом, разумно иметь и совет общежития – "сообщагу", а на более низком уровне старших по комнатам.
   Аналитический центр – это основной идеологический и организационный орган, не занимающийся собственно административным руководством секциями, студиями, лабораториями и спецкурсами, но внедряющий и постоянно корректирующий параметры И3 для опосредованного регулирования творческой деятельности через систему требований к школьному научному и художественному процессу, и через весовые коэффициенты по отдельным направлениям обобщённого индекса. Центр собирает и обрабатывает текущую информацию от преподавателей о достижениях учеников, формирует стандарты оформления и оценки работ, представляет периодически МДСу для утверждения наиболее важные решения, хранит архив, организует публикацию И3 .
   Место МДС в системе управления аналогично месту методсовета, более того, их состав может в значительной степени повторяться, обеспечивая корреляцию научного и учебного процессов, но функции у них разные просто в силу того, что они осуществляют стратегическое руководство существенно разными процессами. Генерация идей, подготовка взвешенных решений по обеим ветвям интеллектуальной деятельности, предложения по коррекции возникающих ошибок осуществляется с помощью регулярно проводимого семинара, дающего рекомендации обоим советам для административного управления главными школьными процессами. Но непосредственную личную ответственность за успешное выполнение этих функций несут заместитель директора по учебной работе и руководитель аналитического центра, они и организуют работу правого и левого полушарий мозгового центра школы. В МДС можно и полезно вводить представителя от Ареопага и от родителей, тогда как в методсовете обходятся без лишних советчиков – яйца курицу не учат.
   Такая, на отдельных уровнях, возможно, и тоненькая, но непрерывная, вертикаль управления должна быть создана перед началом формирования мотивационной среды. После уже можно приступить к широкой публикации, разъяснению и непосредственному введению в практику И3. Это в свою очередь готовит условия для привлечения учеников к управлению творческим развитием, где отдельные промахи, вызванные неопытностью, не сказываются катастрофически, как это может произойти в случае разбалансировки базового учебного процесса, к непосредственному управлению которым ученики не допускаются. Важно обратить внимание, что хотя правила игры периодически могут меняться, они каждый раз всем заранее должны быть известны и никогда не вводятся задним числом – это принципиальная черта метода.
   Обучение, научное и художественное творчество – главные цели и обязанности учеников в интеллектуально-ориентированной школе. Только подтвердившие свою успешность в этой "профессиональной" для школьника деятельности могут претендовать на участие в управлении школьной жизнью. Вторым необходимым условием является высокая нравственно-этическая репутация. Поскольку идеальных людей маловато, приходится строить самоуправление по иерархическому пирамидальному принципу, а не путём, например, прямых выборов. Такой подход должен быть изначально без обсуждений заложен в систему самоуправления, впоследствии постоянно разъясняться и защищаться сначала педагогами, а потом наиболее развитыми учениками. Реальным алгоритмом построения профессиональной, успешной, нравственно сдержанной ученической иерархии управления является путь создания и укрепления структур, дублирующих первоначально созданные преподавательские, а затем и постепенно их замещающие, где удаётся. Сделать всё это на почти безаппеляционной основе поможет уже запущенная на предыдущем этапе мотивационная система.
   Первым фильтром являются представленные и в баллах оцененные творческие работы. Наивысшие показатели И3 становятся и одним из конкурсных показателей притязающих на власть, должно сформироваться и минимальное проходное значение для каждого уровня иерархии. Второй фильтр – незапятнанная репутация. Поскольку незапятнанная мало у кого обнаружится, то для каждого уровня иерархии должны быть табуированы грехи, считающиеся смертными. Минимально-допустимое время перехода с одного уровня на более высокий тоже может стать важным регулятором, демпфером, уберегающим от выскочек. Но это время не должно быть и очень большим и, вообще, абсолютным барьером. Во всяком случае, на начальной стадии его влияние попросту не реально сделать существенным. Гласность – важнейшее условие и способ реализации этического профессионально-пригодного школьного аппарата самоуправления. В предложенной селекции претендентов на власть субординация никогда не будет поставлена над этикетом, что является внешним признаком зарождения тоталитаризма. Явные черты элитарности в такой модели школьного сообщества балансируются потенциальной возможностью для каждого пробиться наверх по строго определённым и ясным правилам, имеющим этическое обоснование. Открытый дозированный бойкот нарушителям установившейся в школе этике – сильное, альтернативное всяким судам и доносам, средство.
А   Ареопаг может делегировать своих представителей не только в МДС, но и обращаться с предложениями и критикой в МС, опосредованно влияя на алгоритмы базового учебного процесса. Форум, по возможности организуемый Ареопагом, служит главным клапаном для сброса пара, для серьёзных решений не предназначен, хотя изредка решения "конституционного" уровня проводить через него надо, это скорее арена для информирования и разъяснения этапов и задач внутренней жизни социума. Постепенно усиливающиеся детские организационные структуры должны брать на себя все больше функций в изначально созданной преподавательской полу-административной системе научно-художественного образования, на первых шагах структурно дублируя её, а потом, если получится, и заменяя.
   После уяснения структурных этапов, полезно вернуться к собственно индексу интеллектуальной инициативы, как главному инструменту создания здоровой творческой среды, чтобы отметить хотя бы основные тенденции, заложенные в его численных параметрах, как пример параметрического регулирования.
   Уход от пятибалльной к десятибалльной шкале по базовым предметом не является принципиальным, – хоть сто баллов… Важно, что вводится квота 5 баллов * N , подталкивающая учителя к введению большей дифференциации между учениками за счёт перераспределения по списочному составу полученного общего фонда. Если же преподаватель этого не делает, боясь, например, обвинений в неадекватности оценок и организации через чур страстной конкуренции между учениками, то обнаруживает вполне вероятную собственную некомпетентность, обратно-пропорциональную дисперсии оценок, которые он не в состоянии аргументировано отстоять, и равнодушие к развитию интеллекта в подопечных под прикрытием декларативной заботы об их душевном благополучии. Инициативу и творчество погасить лучше уравниловки не может ничто. Особенно в старших классах её надо категорически исключать, оформляя спортивный характер, который создаётся, конечно, раньше.
   По базовому обучению ученик может получить до 10 баллов, а по творческим направлениям внутри школы до 5. Это ориентирует на первоочередное освоение программы. Правда, побеждает зубрила, отнимающий баллы у ленивых, но – возразят – и у таланта, устремлённого на углублённое творчество, а не на энциклопедизм. Да, это так. Но зато уже в школе у талантливого ученика есть возможность получить до 20 баллов за одну работу, выходя во внешнюю профессиональную среду, зарабатывая и научный авторитет, и благосклонное отношение выбранного для поступления вуза. При этом он на собственном опыте, а не из нудных назиданий, убеждается ещё в школе, а не когда поезд уже ушёл, что базовый кругозор ой как необходим… Стоит уменьшить только один параметр – эту верхнюю двадцатибальную оценку до пятибалльной – 9 из 10 школьников перестанут заниматься наукой. Если поднять верхний предел до 50 – уроки учить никто не будет, занявшись, скорее всего, только имитацией научной деятельности.
   Именно потому, что точно угадать меру здесь невозможно, предлагаемая мотивационно-этическая система в принципе не является жёстко детерминированной, а периодически подстраивается МДСом, уточняющим правила игры на ближайший предстоящий период, чтобы, управляя процессом, деликатно вводя по разным осям поправочные для младших и старших классов коэффициенты, добиваться правильного перенацеливания усилий. Выбор оптимальных методик собственно преподавания предметов осуществляют учителя, точно как и без мотивационной среды, в той степени индивидуально, в какой они на это способны, и в какой это допускает традиционный методсовет, квалифицировано определяющий состав и последовательность изучаемого материала. А мотивационная среда начинает сначала только интенсивнее подталкивать ученика к освоению базовых знаний, давая учителю большую свободу для смелого оценивания качества усвоения. Затем икуб организует квазинаучную и художественную деятельность внутри школы, но и параллельно, ранжирует уровни, на которые поднимается ученик. При этом наставник должен поддержать и развить, подогреваемый индексом интерес к исследованию и изобретательству, дать примеры и приёмы успешной творческой деятельности, акцентируя внимание только на достижениях, уклоняясь от сравнительных оценок учеников, стимулируя инициативу и у сильных, и у слабых, которым просто часто никто ещё не сказал, что они сильны в творчестве. Пробуждение собственной инициативы является ключевой функцией индекса интеллектуальной инициативы, потому и вошло в название в качестве ключевого слова вслед за словом интеллект. На этом этапе оформление этического порядка в самоуправлении является производным продуктом от формирования научной иерархии, и такой приоритет является принципиальным, потому-что симулировать этику через этикет легче, чем творчество через кипучую организаторскую деятельность. Следующей фазой развития становится настоящая научная деятельность, у кого она получается, где оценки обостряются иногда до болезненных, но их даёт уже внешняя среда, а школьный научный руководитель оказывается по одну сторону барьера с учеником, смягчая внешние удары, вместе отстаивая достоинство растущего интеллекта.
   Таким образом, ограждённое этикой начальное творчество, постепенно воспитывает всё более сильную личность, готовую к активной и продуктивной нравственно обоснованной интеллектуальной деятельности, дающей как побочный продукт возвышающего познания общественнопризнаваемый успех и финансовую независимость. В обществе, где уже почти любая сколь-нибудь значимая премия за творческие достижения обязательно дополняется на зависть толпе вручением небольшого золотого тельца какого-нибудь животного, птички, робота или маски, только умение остаться хозяином своих идей обеспечивает самовоспроизводство разума. Реальную опасность возникновения наркоподобной тяги к власти в такой школе блокирует зависимость организационных структур и их кадрового состава от достижений в научном и художественном творчестве, которые являются формообразующими, дилетанты в принципе не имеют шанса стать "профессионалами-управленцами".

Hosted by uCoz