Индекс интеллектуальной инициативы ученика (инструментальное обеспечение)


   Школа имеет сейчас возможность выбирать свой стиль. Перед интеллектуально-ориентированной педагогикой, работающей с успешными детьми, проявившими активный интерес к ускоренному и глубокому изучению предметов, стоит совершенно неординарная задача – даже не выбрать, а найти и сформировать методы работы с одарёнными учениками, готовя их к деятельности во всё более динамичном научном процессе. Но эволюционная научно-техническая практика прекрасно отработала систему роста внутри научного сообщества, когда в процессе самой деятельности осуществляется научное руководство, в том числе и образованием студентов, аспирантов, кандидатов и т.д. Разумно будет взять под крыло и школьников в эту единую систему, сформировав начальное научное образование. Следовательно, надо, не изобретая ничего принципиально нового, включить детей в хорошо отработанную структуру научного роста. Наука и её вузы являются заказчиками для школы, устанавливать в школе свои порядки должны они, а не рынок, как это происходит, например, в США, или госаппарат через спускаемые вниз методики, как это было у нас ещё десяток лет назад (см. Приложение 2). Удачные разрозненные примеры формирования юношеской научной среды имеются, уже много лет успешные школы имеют конкурс, как и положено вузу. Избавившись от иногда явного дилетантского налёта, присущего любому фрагментарному процессу познания, представляется разумным организовать боле широкий и глубокий процесс в рамках регулярных занятий, надёжно воспитывающих интеллектуально сильный, с самого начала профессионально организованный, но оставшийся по-детски непосредственным научный коллектив школы.
   После начальной школы наряду с традиционными учебными задачами перед учащимися должны возникать традиционные для теоретической и прикладной науки задачи освоения навыков индивидуального роста. Так же как и во взрослой науке должны образовываться временные (а удастся – и долговременные) научные коллективы из разновозрастных учеников с разными возможностями, а значит и функциями, постепенно качественно усложняющимися. Старшие школьники должны участвовать в обучении младших, а сами попадать под руководство студентов. Роль постоянного преподавателя не уменьшится, а только возрастёт, он станет организатором более сложного учебно-научного процесса. И появиться в школе, более похожей по спектру дисциплин и методов их преподавания на университет, он должен в образе опытного состоявшегося профессионала, знающего предмет как область своей научной деятельности.
   С какими же критериями надо подходить к ученику? С теми же, что и в науке, и в жизни, к которой его готовит школа, только очищенными от житейской грязи. Поэтому есть важное условие успешности любых серьёзных нововведений – педагогический коллектив школы сам не должен иметь соответствующих пороков. Надо организовать игру в жизнь, без злобы, воровства и предательства, чтобы появились устойчивые нравственные привычки прямого и честного содружества, помогающего личному росту. Эту задачу может взять на себя постепенно вводимое школьное самоуправление отдельными процессами и моделирующий многомерные жизненные оценки индекс интеллектуальной инициативы (ИИИ = И3, предлагается фонетическое сокращение – икуб), заменяющий неадекватную традиционную школьную аттестацию, которая остаётся только в виде рудимента для внешней отчётности.
   Полного единомыслия в педагогическом коллективе по всем текущим вопросам быстро добиться никогда не удастся, и это было бы даже вредно, надо только не разорвать одеяло. Поэтому сверху, администрацией, с самого начала должна быть создана и последовательно поддерживаться внутри школы соответствующая технологическая структура управления. И3, при необходимости легко включающий и традиционную пятибалльную оценку, важно официально признать дирекцией перед учениками в качестве главной, наиболее полной характеристики каждого учащегося, продумать систему поощрений за его высокие значения.
   К оценке успеваемости по обязательной школьной программе для моделирования реальных жизненных критериев необходимо добавить оценки схоластических научных достижений и проявленного умения применять свои знания уже не только через пропахивание задачников, а через способность увидеть, поставить, грамотно формализовать и решить прагматическую жизненную задачу. Сваливать все эти оценки в одну мономерную кучу – значит уничтожать краски, делая радугу чёрно-белой, а то и просто серой. Поэтому к одному базовому измерению, учёбе, добавляются ещё два: теоретическая наука и практическое конструирование, Рис.1 .
   Научная оценка в интервале от 5 до 20 баллов устанавливается за публикацию в периодической и разовой научной печати, выступления на конференциях, семинарах, победы на олимпиадах. В интервале от 1 до 5 баллов оцениваются рефераты, проекты и доклады внутри школы, на спецкурсах, не отмеченное победами участие во внешних олимпиадах, как поощрение хотя бы активности. Оценка присуждается только при наличии компьютерной версии изложения материала, даже олимпиадные задачи должны иметь краткий разбор методов решения. Таким образом начинает формироваться библиотека, облегчающая анализ влияния икуба на все стороны учебного процесса и унификацию подхода к установлению оценок по разным предметам. Всем этим занимается Аналитический центр под присмотром Междисциплинарного совета (МДС) во главе с директором. Они следят за соответствием оценки обычному здравому смыслу, выполнению поставленных задач по мотивации учебной и научной деятельности, исследуют отношение учащихся и родителей к икубу, корректируют на следующий аттестационный цикл правила игры, могут предоставить самим учащимся возможность влиять на эти правила, наилучшим, законотворческим способом, реализуя самоуправление школьников.
   Оценка по конструированию, под которым понимается любая продуктивная работа, завершающаяся изготовлением макетов, разработкой лабораторных работ, действующих моделей и реальных устройств, вплоть до реализации собственных патентов, и выведения новых сортов растений, происходит в тех же числовых пределах совершенно аналогично оценке теоретической научной деятельности, но так же только после представления ещё и отчёта в компьютерной форме.
   В начале введения системы, для её разгона, и всегда, для вовлечения новых детей в творческую работу, полезно будет дать право преподавателям использовать в ограниченных размерах "стипендию" в виде единолично присуждаемых одного-двух баллов за активность ученика, которую по общим правилам пока оценить не удаётся. Опытные ученики при реализации крупных долговременных проектов могут получать от согласного на это преподавателя "кредит" в разумных пределах, чтобы их текущая оценка не обнулялась, снижая авторитет внутри школьного социума. Это научит взрослым ответственным поступкам под угрозой позора за банкротство.
   Однако и такая трёхмерная оценка всё ещё ущербна и реальным жизненным потребностям не соответствует. Она оценивает только логические, в основном, дифференцирующие аналитические навыки, затрагивая мало, а главное не ярко, что очень важно для ребёнка, интегральные, образные способности, которые лучше всего в детстве развивает художественное творчество. Виртуальная теоретическая ось научного творчества должна быть дополнена искусством в его чистом виде: сочинение музыки, стихов, и т.д. Прагматическая ось конструирования дополняется художественным ремеслом, рис.1. Оцениваются искусство и ремесло так же, как и предыдущее творчество. Вместо компьютерных отчётов в отдельных случаях можно принять видеосъёмку, которая и сама может быть оценена в рамках художественного ремесла. Картина становится полной после аналогичного добавления в базовую ось образования ещё и оценки здоровья, спортивных успехов школьника. Индекс интеллектуальной инициативы И3 объёмно, таким образом, отражая проявленный творческий потенциал, и по форме соответствует своей главной функции – по-возможности, наиболее полно и разносторонне отражать положительную, успешную деятельность ученика.
   Поведение должно быть нормальным, премировать это не стоит, считать успехом – тоже. Однако большинство преподавателей не уходит от искушения оштрафовать кого-либо за неподобающие поступки, вычитать штрафы из оценок за предмет, замутняя чисто интеллектуальные оценки этическими. Это наиболее простой путь, причём оперативный – часто совершенно необходимо быстро отреагировать. Представляется разумным давать учителю от лица администрации право на ограниченное по масштабу личное право на наказания никак не связанные с оценкой по предмету. Однако, несомненно, более эффективным, а главное превентивным способом формирования нравственной среды, окажется освоение школьниками этикета в условиях гласности путём самостоятельного строительства школьной этической иерархии, о чём будет сказано ниже.
   Последние три компоненты сориентированы на рисунке в обратных предыдущим направлениях, что не является противопоставлением, оценки по осям складываются. Но разные направления позволяют, соединив в трёхмерном пространстве начало координат и срединную точку полученного параллелепипеда, наглядно определить вектор главного интереса ученика, сделать другие поучительные выводы. Нулевой вектор объемного икуба – признак гармоничного развития. Исходя из здравого смысла по этому показателю впоследствии можно вводить нормировочные коэффициенты для различных осей, приводя систему к естественному балансу. Но всё-таки гораздо важнее, чем правдоподобное отражение гармонии, возможность параметрического корректирующего управления поведением социума, через изменение этих нормировочных коэффициентов.
   Для сбора оценок воедино полезно использовать таблицу, которая составляется по результатам аттестационного периода. Для каждого ученика результаты по предметам складываются и усредняются, усреднение не приводит к занижению роли предметов по сравнению с творчеством, но снижает итоговые цифры И3 – чисто техническое удобство. К полученному значению прибавляется оценка здоровья, за которым теперь становиться выгодно следить и самому ученику, а не только родителям. Базовая ось сформирована. Совершенно аналогично, но без усреднения, формируются виртуальная и прагматическая оси.
   Даже если в начале никто не получил оценок за творческую работу, базовая оценка есть всегда, отражая привычную картину. Но при появлении творческих оценок происходят качественные изменения – появляется индекс потенциального интеллекта – Б*В (база на виртуальное творчество), или индекс прагматического интеллекта – Б* П (база на прагматическое творчество). Эти события должны в школе широко обсуждаться на самом высоком уровне для "разогрева" интереса. Если же у кого-то есть результаты по всем трём осям, то не только появляется ещё один "плоский" индекс зрелого интеллекта – В*П (виртуальное на прагматическое творчество), но происходит и следующий качественный сдвиг – объявляется первый, достойный внимания школьной истории, обладатель объёмного, трёхмерного индекса интеллектуально инициативы – И3 = Б *В * П .
   Важно, что ученики, имея творческие оценки в разных, не всегда популярных, областях, могут чувствовать себя одинаково значимыми, множа их на необходимую базу; неудачников становится меньше. Поскольку начальные успехи в различных дисциплинах даются всегда легче, чем высокие достижения, мотивационная система будет подталкивать к расширению спектра усилий, формируя гармоничного человека, что особенно важно именно на школьном этапе развития.
   Ещё одна таблица – накопительная, на весь учебный год. Её заполнение очевидно, только надо отметить, что накопительной не является базовая оценка – за учёбой, здоровьем, спортивным тонусом надо следить постоянно, расслабляться нельзя. А вот список научных трудов – это неуничтожаемый авторитет, держащий на плаву даже и при минимальных обязательных базовых усилиях, всё как в жизни. Только вот могут обогнать, тоже как в жизни.
   Школьные баллы – всего лишь мотив для тренажа и чистилища, далее – выход индивидуальной активности во внешнюю среду, которая по правилам взрослой научной деятельности пропускает, или нет, наверх. При таком подходе, когда внутри школы за отдельную научную работу можно получить до пяти баллов только, а вовне до двадцати, любимчики не выживут, а наиболее одарённые и целеустремлённые дети получат независимый от вуза авторитет, так необходимый, в том числе, и для поступления туда. Вуз, принимая по укороченной схеме такого абитуриента, избавляется от обвинений в протекционизме, ученик от изнурительного натаскивания, а родители от расходов на репетиторов, которые получат рабочие места в интеллектуально-ориентированных школах, куда будет легче набирать педагогов. Проигравших нет.
   Получилась система, которая почти девяносто процентов управления регулярным образовательным процессом позволяет "автоматизировать", от административного прессинга переходя к параметрическому информационному управлению, но даже и его отдавая постепенно на откуп ученикам. А главное – она принципиальным образом отрывается от одномерной, абсолютно неадекватной оценки возможностей человека, создавая довольно реалистичную мотивационную образовательную среду, в которой отличника вряд ли будут считать неуёмным зубрилой или случайным выскочкой, противопоставляя дворовые идеалы. Эту систему можно легко корректировать – она живая, на неё можно возлагать и другие функции, оценивать организационные возможности, формируя социально активных людей. Да всё, что угодно, – размерности более третьей трудно найти геометрический образ, но таблица стерпит любое количество параметров, которые можно всё причудливей комбинировать вперемешку со знаками арифметических действий, ища полезные способы обработки данных, имеющие "физический", точнее, здравый смысл, подобно уже рассмотренным "плоским" индексам интеллекта.
   Обычно преподаватель в заорганизованной школе решает свою дидактическую задачу: "Я знаю, и я тебя научу". А в мотивационной среде он спрашивает ученика: "Скажи чего ты хочешь, и я тебе помогу". Только вот социальная значимость достижений, желания ученика находятся под постоянным параметрическим воздействием икуба, поэтому раскрепощённая энергия самообучения остаётся под ненавязчивым, но необходимым управлением сверху.
   Мотивационная среда, безусловно, окажет и своё обратное влияние на педагогику, во-первых, её попутно косвенно оценив, а во-вторых, трансформируя чаще бессистемное стремление дать ученикам максимально широкий спектр увлечений и навыков в хорошо сбалансированную отронаправленную педагогику с комплексным, академически-обязательным изучением основ главных направлений развивающегося современного знания, постепенно замещая этим детализацию отдельных предметов, что сделает реальной задачу воспитания гармоничной универсальной личности в условиях постоянного цейтнота.    Индекс, в отличие от коэффициента интеллекта IQ, не даёт безаппеляционной оценки абсолютного уровня по правдоподобным, но всё же не безгрешным критериям – в каждом социуме мотивационная среда будет выработана индивидуально, в соответствии, кстати, с интеллектуальным потенциалом самого социума. По абсолютному значению И3 невозможно будет соотносить в разное время учеников даже одной школы, потому-что Аналитический центр и МДС будут постоянно модифицировать критерии присуждения баллов по каждой из осей. Икуб и не предназначен для абсолютной и навечной оценки человека, которая частенько становится либо ненавидимым клеймом, либо ослепляющим знаком качества на лбу. Это, но только в умелых руках, многофункциональный и многопараметрический мотив для ученика и инструмент для преподавателя, это организующий подвижный виртуальный центр жизни школы. Его иррациональная производительная сила базируется на реальной слабости человеческой натуры, устало желающей продаться, а значит, и быть повыше оценённой. От оценки никогда не удастся избавиться. Но эволюционный индекс интеллектуальной инициативы, стимулирующий развитие ученика и учителя, действует по древнему правилу: шип вынимается шипом – затем оба выбрасываются.
   Растущая личность, надёжно вовлечённая в творческий процесс, от него не откажется, перестанет нуждаться в искусственно созданной мотивационной среде, не захочет тратить пусть и небольшие силы на формализацию успеха. Хорошо, если это произойдёт уже в школе, такие примеры есть. Только надо помнить, что творческому человеку всё же необходима защита от своего окружения, которая в научной, например, среде и даётся как раз формальными атрибутами общественного признания в виде патентов, диссертаций, премий и руководящих должностей. Поэтому школа должна давать навыки честного, не подавляющего коллег, роста, чтобы потом не появилась потребность в спешной выработке уродливых приёмов самозащиты. Ещё важнее сызмала выстроить душевную гармонию, позволяющую заниматься плодотворной творческой работой при постоянном искушении успехом и осознанно реализуемой необходимости управления людьми и деньгами. Формирование этической иерархии самоуправления в условиях предлагаемой мотивационной среды этому учит.

Hosted by uCoz